A
A
A
Цвет:
C
C
C
Изображения
Вкл.
Выкл.
Обычная версия сайта
Шрифт:
Без засечек
С засечками
Версия для слабовидящих
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
"Тундутовская средняя общеобразовательная школа"
Главная
Расписание уроков
Расписание звонков
Профсоюз
Сведения об ОО
Основные сведения
Структура и органы управления ОО
Документы
Образование
Образовательные стандарты
Руководство. Педагогический состав
Материально-техническое обеспечение и оснащенность
Стипендии, материальная поддержка
Платные образовательные услуги
Финансово-хозяйственная деятельность
Вакантные места для приема
Наша жизнь
Олимпиада школьников
Внеурочная деятельность
Воспитательная работа
Расписание ОДО
Безопасность школы
Школьный баскетбольный клуб "Надежда"
Школьная газета
Школьный музей
Школьная столовая
Школьная библиотека
Лагерь дневного пребывания
Волонтерское движение
Ученическое самоуправление
Отряд «ЮНАРМИЯ»
История
Заповеди
Гимн школы
Наши достижения
Новости
Мероприятия
Предметы
Кабинеты
Фотографии
Учителям
Расписание уроков
Учебные материалы
Ученикам
Расписание уроков
Права и обязанности учащихся
Учебные материалы
Подготовка к ЕГЭ
ВПР - 2019
Задать вопрос
Режим работы
Памятки
Родителям
Расписание уроков
Родительские собрания
Документы для родителей
Задать вопрос
Советы психолога
Рекомендации родителям подростка
Памятки
Выпускникам
Дополнительные занятия
ВУЗы-партнеры
Правительством России рассмотрена Государственная программа Российской Федерации "Развитие науки и технологий" на 2013-2020 годы
Главная
О школе
Новости
1 Ноября 2012
Целью государственной программы является формирование конкурентоспособного и эффективно функционирующего сектора исследований и разработок и обеспечение его ведущей роли в процессах технологической модернизации российской экономики.
Стенограмма заседания Правительства России 1 ноября 2012 года:
Д.А.Медведев: Добрый день, коллеги! Начнём с науки – это первый вопрос нашей повестки дня. Он касается проекта государственной программы («Развитие науки и технологий» на 2013-2020 годы). Я напомню, мы уже этой темы касались. Вы помните: принятие государственных программ – это действительно один из ближайших приоритетов Правительства. Ряд программ уже обсуждён, значительная часть ещё подлежит обсуждению, но очевидно, что переход на инновационный путь развития экономики невозможен без наличия современной науки и научно-исследовательского потенциала. Вчера форум, кстати, на эту тему был неплохой, назывался «Открытые инновации». Интерес к нашей стране со стороны мировой исследовательской элиты существует, несмотря на определённые трудности, которые у нас были (где-то и сохраняются), тем не менее всё-таки все оценивают наш потенциал весьма высоко, что неплохо. В последнее время, и это тоже не остаётся незамеченным, мы всё-таки смогли вложить достаточно приличные средства и в образование, и постарались направить определённые средства в науку. Сконцентрировать ресурсы на основных векторах развития науки и технологий – это есть одна из целей государственной программы. В неё будут интегрированы несколько действующих федеральных целевых программ, о чём расскажет министр.
Важно, что проект соответствующей программы «Развитие науки и технологий» прошёл общественные слушания, он обсуждался на заседании Открытого правительства в октябре и в целом был одобрен научным и экспертным сообществом. Реализация программы должна помочь обеспечить конкурентоспособный уровень фундаментальных научных исследований, создать задел на приоритетных направлениях научно-технологического развития страны, развить, естественно, и университетскую науку, и сформировать единую инфраструктуру исследований и разработок, и, наконец, укрепить статус России как научной державы.
Теперь о показателях, на которые мы должны выйти. Мы их обсуждали и, можно сказать откровенно, даже дискутировали о том, какими всё-таки они должны быть. Назову некоторые из них. Планируется, что динамика финансирования научных исследований и разработок будет опережать прирост макроэкономических показателей и к 2020 году составит около 3% валового внутреннего продукта. Причём в самой структуре затрат должны произойти качественные изменения, нагрузка на федеральный бюджет при этом должна сократиться.
Доля публикаций российских исследователей в общем количестве публикаций в мировых научных журналах, которые индексируются на соответствующей базе данных «Сеть науки», должна вырасти приблизительно до 3%, в настоящий момент она около 2. Удельный вес нового оборудования в организациях, которые выполняют научные исследования и разработки, должен достичь 70%. И конечно, очень важным является вопрос о том, кто занимается научными исследованиями. Это вопрос прихода молодых учёных и, самое главное, их сохранения в системе российской науки. Возраст исследователей до 39 лет должен составить не менее трети в общей численности научных работников. И конечно, немаловажно выполнить те показатели, которые мы на себя взяли, то есть чтобы их средняя зарплата была в 2 раза выше, чем средняя зарплата в регионе. В общем эти цели и некоторые другие, о которых доложит министр, – амбициозные. Конечно, их реализация будет зависеть от текущей макроэкономической ситуации, от ситуации в нашей экономике, но только такая работа и только такие цели позволят в полной мере раскрыть и интеллектуальный, и промышленный потенциал нашей страны.
Да, и ещё одна тема, которая связана с поддержкой отечественной науки. Я знаю, что некоторые учёные, которые победили на конкурсах по грантам, – это молодые кандидаты и доктора наук… Ведущие школы до сих пор не получили гранты, насколько я понимаю, и причина заключается в том, что механизм перечисления этих грантов был недоработан. Речь идёт об организациях, которые не находятся в ведении Министерства образования и науки. Хотел бы сказать, что я подписал постановление, по которому этот правовой пробел будет устранён. Проблема должна быть решена в ближайшее время. Прошу министров, которые имеют к этому отношение, взять это на контроль.
<...>
Прошу, Дмитрий Викторович (обращаясь к Д.В.Ливанову – Министру образования и науки), пожалуйста.
Д.В.Ливанов: Уважаемый Дмитрий Анатольевич, уважаемые коллеги! Государственная программа «Развитие науки и технологий» на 2013–2020 годы разработана на основании актов Правительства Российской Федерации, определяющих порядок разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ, а также положений указов Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года.
В разработке проекта программы принимали участие ведущие российские учёные, представители государственных академий наук, высших учебных заведений, бизнеса, институтов развития. Проведено очень продуктивное обсуждение проекта программы в рамках мероприятий «Открытого правительства» с привлечением ведущих экспертов в сфере науки и технологий. В ходе этого и других обсуждений мы получили более 200 замечаний и предложений, которые были учтены в итоговой версии программы.
Государственная программа отвечает на основные стоящие перед российской наукой вызовы, среди них – недостаточная результативность фундаментальных и научных исследований, ограниченный интерес и слабое участие бизнеса в проведении научных исследований и разработок, поколенческий разрыв в науке, обусловленный ослаблением поддержки научной сферы государством в 1990-х годах, уходом из неё молодёжи, неконкурентные условия для работы в России ведущих учёных, слабая интеграция российского сектора исследований и разработок в международное научно-технологическое пространство, наконец, устаревшая материальная база научных исследований. Государственная программа нацелена на решение этих имеющихся проблем и формирование конкурентоспособного сектора российских научных исследований и разработок, обеспечение его ведущей роли в процессах технологической модернизации экономики нашей страны.
Приоритетами предлагаемой программы являются активное использование накопленного ранее потенциала в проведении фундаментальных исследований и создание условий для ускоренного развития сферы прикладных исследований и разработок. Реализация программы будет способствовать созданию базирующегося на результатах фундаментальных исследований научно-технологического задела, массива нового знания, который необходим для создания новых образцов продукции и новых технологий. Деятельность по формированию научно-технологического задела сопряжена с высокими рисками, и это снижает её привлекательность для частных инвестиций. Именно поэтому проведение таких исследований является зоной ответственности государства и в значительной степени зависит от бюджетного финансирования. На этом основан реализующийся в программе дифференцированный подход к поддержке различных стадий исследовательского цикла. Ключевая роль при проведении фундаментальных исследований отводится Российской академии наук и другим государственным академиям наук, ведущим университетам, национальным исследовательским и государственным научным центрам. Важный элемент государственной политики в сфере науки и технологий – активное вовлечение в реализацию мероприятий программы российских вузов, что будет способствовать притоку талантливых молодых учёных в науку и активному распространению результатов передовых научных исследований в экономике.
Государственная программа состоит из шести подпрограмм. Первая, «Фундаментальные научные исследования», имеет целью обеспечение высокой конкурентоспособности и результативности фундаментальной науки. Вторая – «Поисковые и прикладные проблемно-ориентированные исследования и развитие научно-технологического задела в области перспективных технологий» – преследует цель проведения исследований и разработок по приоритетным направлениям развития науки и технологии в России. Третья подпрограмма – «Институциональное развитие научно-исследовательского сектора» – имеет целью развитие исследовательской деятельности высших учебных заведений, стимулирование кооперации вузов и производственных предприятий и развитие национальных исследовательских центров. Четвёртая подпрограмма – «Развитие межотраслевой структуры сектора исследований и разработок» – ставит цель создания сети научных лабораторий под руководством исследователей с мировым именем, реализации нескольких проектов MegaScience, поддержки инфраструктуры наукоградов. Пятая подпрограмма – «Международное сотрудничество в сфере науки» – имеет целью реализацию международных соглашений и иных международных научных проектов.
И шестая подпрограмма является технической и направлена на обеспечение реализации мероприятий государственной программы. Для решения актуальных задач развития сферы науки и технологий государственная программа предусматривает следующие основные инструменты. Первое – реализация модели эффективного контракта с научными работниками, предполагающей адресную поддержку эффективных научных учреждений и результативных учёных, что позволит установить прозрачную связь между результатами работы и оплатой труда и довести заработную плату научных сотрудников к 2018 году до уровня 200% от средней в экономике соответствующего региона. Второй инструмент – это повышение координации исследовательской деятельности в стране с использованием механизма технологических платформ и инновационных территориальных кластеров. Третий инструмент – интернационализация научно-исследовательской деятельности, расширение международного сотрудничества, стимулирование кооперации российских и зарубежных организаций, выполняющих научные исследования. Наконец, четвёртый инструмент – развитие многоканального финансирования науки через стимулирование участия российского бизнеса в научных исследованиях и разработках. Оценка результатов реализации программы строится на 12 общих индикаторах и 16 индикаторах подпрограммы. Целевые значения этих индикаторов установлены в соответствии с положением стратегических документов, определяющих ориентиры развития науки и технологий в России, в том числе Указом Президента Российской Федерации от 7 мая этого года №599.
Основные планируемые результаты реализации государственной программы: существенное увеличение числа публикаций российских учёных и их цитируемости в международных базах данных на 50%, рост доли внебюджетных средств во внутренних затратах на исследования и разработки с 30 до 60%, фактически удвоение; существенное сокращение среднего возраста исследователей и рост доли исследователей моложе 40 лет, удвоение доли нового оборудования в общем объёме научного оборудования до 65%. Модернизационный сценарий программы обеспечит переход России в группу стран с высоким уровнем развития науки и технологий. Для его реализации необходимо обеспечить неснижающуюся долю расходов на фундаментальные исследования в общем объёме бюджетных расходов на науку. Одновременно необходимо опережающими темпами развивать задельные прикладные научные исследования и разработки.
Бюджетный сценарий программы основан на проектировках – предусмотренных проектах федерального бюджета на 2013 и плановый период 2014–2015 годов, а также так называемых потолков финансирования госпрограммы, установленных Министерством финансов на 2016–2020 годы. Реализация бюджетного сценарий программы сопряжена с серьёзными рисками недостижения ключевых показателей развития сектора исследований и разработок. Во-первых, начиная с 2014 года бюджетный сценарий не содержит расходов на формирование научно-технологического задела и развитие кадрового потенциала науки, поскольку две системообразующие федеральные целевые программы – а именно «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса» и «Научно-педагогические кадры» (ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России») – завершаются в 2013 году, а финансирование новых версий этих ФЦП начиная с 2014 года бюджетным сценарием пока не предусмотрено. Во-вторых, обеспечение внутренних затрат на исследования и разработки, как это требуется Указом №599 и Стратегией инновационного развития (Стратегия инновационного развития России до 2020 года), а это 1,77% ВВП в 2015 году и 3% ВВП в 2020 году (это так называемая наукоёмкость валового внутреннего продукта), предполагает увеличение внебюджетного финансирования к 2015 году в 2,5 раза, а к 2020 году – в 10 раз по сравнению с уровнем 2012 года. Ни один эксперт не считает такие показатели реалистичными, и это отсутствие внебюджетного финансирования в требуемом объёме можно заместить только опережающим ростом бюджетных расходов. Таким образом, реализация бюджетного сценария не позволит достичь установленных указом Президента показателей уровня развития российского сектора исследований и разработок, приведёт к некоторой разбалансировке структур научных исследований, не обеспечит достаточного задела для обеспечения ускоренного развития экономики в долгосрочной перспективе. Проект государственной программы согласован с Министерством экономического развития, Министерством финансов (с разногласиями в части дополнительного финансирования), Российской академией наук, Национальным исследовательским центром «Курчатовский институт», Росатомом, другими участниками программы. Прошу поддержать.
Д.А.Медведев: Спасибо, Дмитрий Викторович. Присядьте, пожалуйста.
Пожалуйста, коллеги, какие будут соображения по программе для обсуждения? У Минфина? Понятно. Есть ещё у кого-то? Минфину дам, конечно, высказаться.
Пожалуйста, тогда, Антон Германович, вам слово.
А.Г.Силуанов: Спасибо, Дмитрий Анатольевич. Уважаемые коллеги! Действительно, вопрос ресурсного обеспечения вызывает у нас вопросы. Почему? Потому что, по сути дела, в программе существуют два варианта ресурсного обеспечения. Первый – это бюджетный, и второй – это так называемые дополнительные средства, причём размер дополнительных средств примерно соответствует объёму ресурсов, выделяемых за счёт бюджета. Да, действительно ряд программ заканчивается в 2014–2015 годах, но это, естественно, не означает, что мы не будем продлевать действие этих программ или принимать какие-то новые программы. Но речь не может вестись об увеличении объёмов бюджетного финансирования в 2 раза по сравнению с действующими параметрами. Это первое.
Второе. Нами же поставлена задача привлечения частного сектора в науку. Если мы будем выполнять показатель за счёт бюджета и не менять по сути дела соотношение доли бюджетных средств и доли частного сектора (сегодня этот показатель примерно 30 на 70, а задача-то была поставлена – 70 на 30)… Так вот, в 2015 году по предложению Министерства образования… По сути дела этот показатель 30 на 70 не меняется: мы догоняем показатель 1,77% к ВВП за счёт бюджета. Правильно это или нет? Ведь, ещё раз повторю, наша задача – перевернуть эту пирамиду и больше привлекать средства именно в прикладные исследования, чтобы частные ресурсы работали на науку. Вот этого, к сожалению, мы не видим. Поэтому что может произойти? Произойти может следующее: у нас в процентном отношении к ВВП финансирование средств из бюджета по предложению Минобрнауки увеличивается. Тем не менее если мы посмотрим наш прогноз по бюджету, то в процентах к ВВП расходы по бюджету не увеличиваются, а, наоборот, в отдельные годы даже сокращаются. Номинал, естественно, растёт, а проценты к ВВП… Мы постепенно расходы снижаем, приводя их к тем реальным возможностям бюджета и государства, которые у нас есть. Поэтому увеличивать в процентном отношении к ВВП расходы на науку можно, но не в такой доле, как это предлагается Министерством образования и науки – с одной стороны. С другой стороны, мы не видим усилий по привлечению ресурсов со стороны частного сектора. Поэтому у нас большие сомнения в реализации возможности бюджета с точки зрения финансирования программы.
Ещё одно соображение, Дмитрий Анатольевич. Мы сейчас собираемся с 2014 года готовить бюджет в программном формате. Какой объём ресурсов закладывать в программный бюджет? Естественно, бюджетный вариант. Тогда следующим этапом будут наши действия по тому, как спросить с Министерства образования, выполнили показатели или нет. Министерство образования нам через два-три года скажет: конечно, не выполнили, потому что заложен вариант бюджетный, который не учитывает выполнение тех показателей, которые заложены в программу. И здесь получается так, что виновником будет бюджет, виновником будет Министерство финансов, поскольку вариант по сравнению со сценарием, который заложен в программу как дополнительные средства из бюджета, не выполнен. Здесь есть риски того, что мы сможем не выполнить целевые показатели, а ведь это самое главное. Самое главное – выполнение наших задач, которые мы ставим в госпрограмму. Наши здесь возражения в этом заключались. Спасибо.
Д.А.Медведев: Ладно. Спасибо. Какие ещё есть комментарии по этому поводу? Да, пожалуйста.
Ю.С.Осипов (президент Российской академии наук): Уважаемый Дмитрий Анатольевич! Уважаемые коллеги! Я должен сказать, что сегодняшнему заседанию предшествовала острая дискуссия в научном сообществе по поводу программы. Но главные замечания академии обсуждались на совещании у Ольги Юрьевны (О.Ю.Голодец), и совещание было очень конструктивным. Достигнута договорённость о том, что вот эти замечания будут учтены в той редакции программы, которая пойдёт в Думу. Речь шла о том, чтобы программа фундаментальных исследований Академии наук, всех академий государственных, которые формируются в соответствии со статьёй 6 Закона «О науке», вошла как целая в новую программу фундаментальных исследований, при этом академия будет одним из сокоординаторов этой программы. И далее, что институты Академии наук могут участвовать на конкурсной основе – подчёркиваю: на конкурсной основе – в реализации всех других подпрограмм этой программы. И наконец, академия осуществляет очень большую международную деятельность. Достаточно сказать, что мы только Россию представляем почти в 200 научных организациях и советах, и поэтому, конечно, академия должна участвовать в международных связях. И в этих условиях академия поддерживает принятие этой программы.
И всё-таки в заключение я хочу поддержать позиции Минобрнауки по поводу финансирования. Если мы хотим сделать рывок, государство обязано поддержать науку. Понимаете, нельзя, чтобы всё время теплилось, теплилось, теплилось что-то в науке… В последние годы сделаны колоссальные усилия, но давайте мы их будем развивать! И что говорить сейчас о частной науке, когда корпоративная наука в частных фирмах не создана, когда фирмы, государственные же фирмы, предпочитают покупать технологии за рубежом. Ну давайте сделаем усилие – такое кардинальное усилие! Спасибо.
Д.А.Медведев: Спасибо, Юрий Сергеевич.
Пожалуйста (обращаясь к А.В.Дворковичу).
А.В.Дворкович (Заместитель Председателя Правительства Российской Федерации): Я очень коротко. Я согласен с содержательной частью программы. По финансовым показателям действительно есть определённое недоверие, скажем так, к цифрам, которые заложены на период с 2017 по 2020 год, поскольку предусматривается очень резкий рост расходов частного сектора в науку. В то, что он будет именно таким резким, поверить очень сложно. Он, конечно, будет, но, видимо, чуть более умеренный, чем здесь предполагается. Но я не могу согласиться с Министерством финансов в том, что на науку мы можем тратить меньше, чем мы тратим сейчас, а именно это заложено в базовых бюджетных проектировках. Мы сейчас, в этом году, тратим чуть более 0,9% ВВП. По всем программам, которые у нас есть, в бюджетных проектировках заложено снижение этого показателя. Со снижением я согласиться никак не могу. Можно говорить, что мы пока наращивать не можем и посмотрим дальше, через два года, можем ли мы сильно нарастить, но снижать точно нельзя.
Д.А.Медведев: Ладно.
А.В.Дворкович: Спасибо.
Д.А.Медведев: Пожалуйста. Там коллеги хотели… Есть ещё из членов Правительства кто-либо? Пожалуйста, прошу вас.
В.А.Черешнев: Спасибо большое. Черешнев Валерий Александрович, председатель Комитета по науке и наукоёмким технологиям Государственной Думы. Несколько слов, уважаемый Дмитрий Анатольевич, коллеги, хочу сказать. Как вы слышали, проект обсуждаемой программы «Развитие науки и технологий» был обсуждён на совместном заседании Министерства образования и науки, Комитета по науке и с привлечением широкой общественности, причём из всех секторов науки. Хочу сказать, что действительно было высказано много замечаний, пожеланий, и к чести Министерства программа претерпела позитивные изменения. Но вот на что хочу обратить внимание: программа по годам очень неравномерна. Первый этап один год занимает, второй этап – четыре года и третий этап – три года. И поэтому я хотел как раз обратить ваше внимание, уважаемые коллеги, на первый год выполнения программы и высказать пожелание: может быть, в сегодняшнем постановлении, если это возможно, более чётко сфокусировать своё внимание как раз на первом – 2013 году для того, чтобы это был не только год апробации, но и мы имели бы право в целом вносить, если нужно, небольшие корректировки, а в случае необходимости и более масштабные изменения. Я понимаю хорошо, что такие предложения, может быть, не очень вписываются в методологию принятия государственных научных программ, но тем не менее ведь и методология научных исследований тоже не стоит на месте.
Спасибо большое.
Д.А.Медведев: Спасибо, Валерий Александрович. Есть ещё какие-то дополнения? Ладно. Тогда позвольте подвести итог. Понятно, что у каждого мнения есть своё обоснование, я имею в виду два подхода, которые здесь прозвучали. Один подход – собственно отраслевой, Министерства образования. Второй – Министерства финансов. И вот это деление программы на этапы, скажем прямо и откровенно, на самом деле вызвано не только объективными соображениями или методологией осуществления тех или иных исследований, о которых только что говорил Валерий Александрович, но вызвано в том числе и текущей финансовой ситуацией.
Если бы можно было нагрузить 2013 и 2014 годы по максимуму, так и надо было бы сделать. Но в силу понятных причин, по которым наш бюджет выглядит значительно скромнее, чем, может быть, мы на то рассчитывали в начале текущего года, и этапы программы приведены в соответствие с ними.
Теперь в отношении подходов. Конечно, опасения о том, что мы можем не вписаться в те или иные контрольные цифры, параметры бюджета, существуют. Но я обращаю всё-таки внимание на то, что мы должны давать какой-то источник развития для науки. Ведь очевидно, что бюджетная ситуация может меняться. Она может стать и хуже, о чём всегда говорит Минфин и правильно делает, потому что Минфин должен нам давать такой весьма сдержанный, иногда негативный прогноз, или во всяком случае придерживаться нескольких прогнозов при обсчёте федерального бюджета и создании других бюджетных конструкций, но эта ситуация может измениться и в лучшую сторону. И именно поэтому, собственно, такие показатели и заложены в проект программы, когда начиная с 2015 года начинается довольно значительный рост. Я всё-таки исхожу из того, что мы должны ориентироваться на лучшее в этом плане. Если по каким-то причинам (мы это обсуждали с Министром финансов) через два года будет понятно, что те или иные положения невыполнимы, нам придётся откорректировать тогда и программу. Но нужно это будет сделать откровенно и с полным понимаем того, что мы находимся в очень тяжёлой финансовой ситуации. Но пока есть надежда на то, что всё-таки общая экономическая ситуация будет выправляться (хотя бы не в перспективе, допустим, трёх лет: по первым трём годам там плюс-минус программа бьётся с нашими бюджетными проектировками), нужно ориентироваться, мне кажется, всё-таки на вариант развития, а не на максимально консервативный вариант. Я не могу здесь не поддержать то, что сказал Аркадий Владимирович (А.В.Дворкович): нельзя допустить падения расходов. Рост может быть скромным или его даже вообще может не быть, но падение – это совсем-совсем тяжёлый сценарий. Он никак не стыкуется с основными сценариями развития нашей экономики.
И, наконец, последнее. Я вчера говорил по поводу того, что в инновационном секторе во всём мире доля государства остаётся очень и очень значительной, просто очень высокой. Я не специалист по развитию науки и по оптимальному соотношению между государственным финансированием и частным финансированием. Все мы за то, чтобы частные инвестиции приходили в науку. Но если говорить по-честному, пропорция 30 на 70, где 70 – это частные инвестиции, мне представляется абсолютно нереалистичной. Абсолютно нереалистичной! Она может быть красивой для бюджета, но она нереалистична ни в нашей стране, ни в значительной части других стран. Поживём-увидим, как получится. Естественно, к задачам Министерства образования относится максимизация привлечения частных инвестиций в науку, её никто не снимает. Но пока мне представляется, что эта пропорция выглядит для нашей страны нереально. Поэтому с учётом обсуждения предлагаю окончательно доработать проект и внести на подписание. Моё мнение вам понятно. Спасибо.
<...>
Источник: правительство.рф
Возврат к списку
О школе
История
Структура ОУ
Наши достижения
Новости
Мероприятия
Гимн школы
Коллектив
Предметы
Кабинеты
Школьный музей
Библиотека
МТО
Фотографии
Режим работы
Контакты
Результаты самообследования