Управление школой осуществляется в соответствии с законодательством РФ, нормативно – правовыми актами министерства образования РК, Уставом школы и строится на принципах единоначалия и самоуправления.
Структура управления ОУ – административная и общественная. Общественная форма самоуправления являются совещательно – рекомендательными органами при директоре, способствуют совершенствованию деятельности школы.
Самоуправление педагогического коллектива – педагогический совет (высший орган самоуправления педагогов в школе), методические объединения учителей, классных руководителей, малые педсоветы, аттестационная и другие комиссии педагогов.
Педагогический совет является постоянно действующим органом самоуправления школы, который рассматривает основные вопросы образовательного процесса. Членами педагогического совета являются все педагогические работники школы, а также другие работники школы, чья деятельность связана с содержанием и организацией образовательного процесса. Председателем педагогического совета является директор школы, который назначает своим приказом секретаря сроком на 1 год.
Предмет ведения педагогического совета – основная образовательная деятельность школы, предусмотренная настоящим Уставом. Высший орган самоуправления в педагогическом коллективе является педагогический совет школы, который
- обсуждает и утверждает педагогическую концепцию школы, единые требования к работе с учащимися, социально – правовые и психолого – педагогические основы взаимодействий с детьми и их родителями;
- определяет организационную структуру педагогического коллектива в соответствии с нормативными документами школы, утверждает распределение должностных обязанностей;
Выражает и отстаивает интересы педагогического коллектива и его отдельных членов в школе и за её пределами.
Методические объединения педагогов организованы по следующим направлениям:
- ШМО учителей начальных классов;
- ШМО учителей естественно – математического цикла;
- ШМО учителей гуманитарного цикла;
- ШМО классных руководителей.
Данная форма самоуправления педагогов:
- организует самообразование, наставничество молодых педагогов, работу над методической темой, обмен опытом работы учителей;
- занимается изучением и реализацией нормативных и методических документов и материалов, передового опыта работы учителей;
- осуществляет в своей сфере экспертную оценку контроль – измерительных материалов к аттестации учащихся, учебно – воспитательных результатов деятельности педагогов;
- высказывает рекомендации о присвоении педагогам соответствующей квалификационной категории; выступает с ходатайством перед педагогическим советом, пред директором о проведении внеочередной аттестации, награждении учителей ведомственными наградами;
- осуществляет контроль за состоянием преподавания учебных предметов, мониторинговые обследования;
- рассматривает и согласовывает рабочие программы по предметам.
Полномочия работников школы в части защиты их прав и регулирования трудовых отношений осуществляются общим собранием работников школы под руководством профсоюзного комитета школы, действующего на основании Устава профсоюза работников образования и науки РФ и Устава. Данный орган самоуправления контролирует производственные условия, обеспечивающие безопасность и соблюдение требований гигиены труда; имеет полную и достоверную информацию об условиях труда и требованиях ораны труда на рабочем месте. Локальные акты, принимаемые в школе, в обязательном порядке согласовываются с профсоюзным комитетом.
Формами самоуправления родителей (законных представителей) учащихся являются родительское собрание класса, родительский комитет школы, действующие на основании Положения о родительском комитете школы и иных органах самоуправления родительской общественности, принятых Советом школы и утвержденного директором.
Деятельность классных родительских комитетов направлена на:
- организацию досуга детей во внеурочное время;
- организацию ремонта учебных кабинетов;
- участие родителей в различных конкурсах;
- организацию контроля учебной деятельности учащихся.
Детская форма самоуправления
Самоуправление в школе представлено общешкольной детской организацией «Искатели», которая существует с 1995 года. Девиз общешкольной детской организацией «Искатели»: «За Родину, добро и справедливость».Участники образовательного процесса имеют право участвовать в создании школьных законов, присоединится к обсуждению и включиться в деятельность на любом этапе, периодически издаётся школьная газета «Переменка».
Административно – управленческая работа школы обеспечивается следующим кадровым составом:
- директор;
- заместитель директора по учебно – воспитательной работе;
- заместитель директора по воспитательной работе.
Непосредственное руководство школой осуществляется прошедшим соответствующую аттестацию директором. Директор школы назначается на должность и освобождается от занимаемой должности Учредителем.
Директор осуществляет свою деятельность в соответствии с действующим законодательством РФ, в том числе Законом РФ «Об образовании», настоящим Уставом, локальными актами школы, договором между Школой и Учредителем, трудовым договором (контрактом) с Учредителем.
Директор:
- руководит образовательным учреждением в соответствии с законодательством РФ и уставом школы;
- руководит образовательным процессом и административно – хозяйственной работой образовательного учреждения;
- утверждает учебные программы и планы, годовые календарные учебные графики;
- руководит разработкой программ развития образовательного учреждения, поправок в Устав и другие локальные акты школы;
- определяет структуру управления образовательным учреждением и штатного расписания;
- представляет интересы школы в государственных и общественных инстанциях.
Заместитель директора по УМР:
- организует учебно – воспитательный процесс, текущее и перспективное планирование деятельности педагогического коллектива;
- координирует работу преподавателей по выполнению учебных планов и программ;
- осуществляет контроль за качеством образовательного и воспитательного процесса.
Заместитель директора по УВР:
- организует и планирует систему воспитательной работы в школе;
Осуществляет анализ и планирование воспитательной работы в школе;
- организует работу школьного самоуправления;
- предоставляет методическую помощь классным руководителям.
Управленческая деятельность базируется на оперативной и разносторонней информации по всем направлениям учебно – воспитательного процесса. Источниками получения информации является посещение уроков, классных часов, внеурочных мероприятий, проведение контрольных работ по изучению уровня обученности и качества знаний учащихся, мониторинговые обследования, классно – обобщающий контроль, справки, проблемно – ориентированный анализ, портфолио учителя, анкетирование, данные медосмотров. Основными формами координации деятельности административных сотрудников является: педагогический совет (анализ работы, диагностика, корректировка результатов, решение, выполнение решений); совещание при директоре, совещание при заместителе директора, малый педагогический совет, планы работы (годовой, на четверть, ВШК), локальные акты, интерактивное взаимодействие с использованием возможностей локальной вычислительной сети школы и электронной почты. За последний год на педагогических советах, совещаниях при директоре, совещаниях при заместителе директора рассматривались следующие вопросы
Использование современных образовательных технологий в практике обучения является обязательным условием интеллектуального, творческого и нравственного развития учащихся. С 2009 года методическая служба школы занимается вопросами использования здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе. В результате был выработан основной подход к выбору педагогической технологии для использования в педагогической деятельности каждого учителя: выбираемая технология должна иметь качественную характеристику, так называемый «сертификат безопасности для здоровья» - это совокупность тех принципов, приёмов, методов педагогической работы, которые дополняют традиционные технологии обучения, воспитания, развития задачами здоровьесбережения.
В ходе анализа проведенных внутри школы исследований были сделаны следующие выводы:
- 90% учителей владеют информацией о современных педагогических технологиях, интенсифицирующих процесс обучения;
- 86% учителей используют различные технологии полностью или приёмы поэлементно;
- 95% учителей прошли специализированную подготовку для работы по программным комплексам, реализуемым в классах различного вида (программный комплекс «Школа 2100»);
- 15% учителей прошли курсы по информационно – коммуникативным технологиям».